Кружок по речевому развитию «Говорушки»
Программа занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Ивушка» п.Рощинский
Программа кружковой работы
по речевому развитию
«Говорушки»
Руководитель:Тимофеева Л.А.
Содержание:
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность.
1.2. Цель и задачи реализации.
2. Основные направления кружковой работы.
3. Прогнозируемый результат.
II. Организационный раздел.
1. Реализация деятельности кружка дополнительного образования по развитию речи.
2. Методическое обеспечение.
3. Календарно-тематическое планирование кружка.
III. Содержательный раздел.
1. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях.
2. Планируемые результаты освоения Программы.
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особеннов плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможноприобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чемполнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основноеобразование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работакружков.
Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и
поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействуетналаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработанапрограмма и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач.
Кружок «Говорушки» способствует развитию всех сторон речевой деятельности,совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетомвозрастных и индивидуальных способностей.
1.1. Актуальность.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в формеразвивающего кружка.
Кружковая работа направлена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики.
1.2.
Цель:
Формирование связной речи, развитие активной диалогической и монологической речи.
Задачи:
1. Формирование связной речи
2. Формирование речевых навыков, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи.
3. Развитие познавательной речевой активности детей, позволяющей расширять кругозор и дающую возможность глубже постигать правила грамматики, явления окружающей действительности, их связи и зависимости.
4. Формирование фонематических процессов (слуха, восприятия)
5. Развитие выразительность речи, умение говорить с разной силой звучания, в разном темпе, изменяя высоту голоса и ритм речи.
6. Обогащение и активизация словаря.
2. Основные направления кружковой работы.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.
Кружковая работа дает возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.
Кружок создан для детей старшей группы детского сада от 5 до 6 лет для
своевременной профилактики речевых нарушений.
Основными направления в работе являются:
Формирование словаря
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительные с суффиксами единичности, существительные, образованные от глаголов.
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представлений детей о переносном значении и многозначности слов.
Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Прилагательные с уменьшительными суффиксами, относительные и притяжательные прилагательные, прилагательные, обозначающие моральные качества о людей.
Способствовать практическому овладению детьми всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счёт имён числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Формирование грамматической стороны речи
Совершенствование умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Сравнительная степень имён прилагательных.
Возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине, распространения простых предложений однородными членами. Составление и использование в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Анализ предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Продолжение работы над развитием просодической стороны речи, тембровой окраской голоса, совершенствование умения изменять высоту тона. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Согласные и гласные звуки, их отличительных признаки. Игры и упражнения на различение гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твёрдости- мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие связной речи
Стимулирование развития не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыка ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих за изображённым событием.
Знакомство с художественной литературой
Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Беседы, с целью оценивания прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги. Прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку.
Выразительная декламация стихов.
Жанр литературного произведения.
Пересказ по плану.
Развитие творческих способностей в инсценировках, играх- драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности.
3. Прогнозируемый результат.
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в
соответствии с лексическими темами.
Правильное употребление грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и
упражнения на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Умение использовать коммуникативные навыки общения со
сверстниками и взрослыми.
II. Организационный раздел.
1.Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. Деятельность кружка осуществляется в форме ООД на основе методических пособийО. В. Епифановой «Развитие речи. Окружающий мир», А. И. Максаковой «Правильно ли говорит ваш ребенок», О. С. Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой».
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 25 минут
Основные формы работы. Занятия построены по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, и др. Система работы предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях кружка, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.
2. Календарно-тематическое планирование кружка
Сентябрь Занятие №1 |
Знакомство с многообразием слов |
Познакомить с многообразием слов. Учить понимать и употреблять термин "слово". Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Формировать интерес к речевой деятельности. Игры «Подумай и ответь», «Один-много», «Большой-маленький», «Мамины помощники», «А вот сколько слов я сумею сказать», «Сравни», «Продолжи», «Исправь ошибку», «Закончи фразы». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр8-11) |
|
Сентябрь Занятие №2 |
«Что мы делали в детском саду» |
Игры «Что вы делаете в детском саду?», «Что нужно взять на занятия?», «Я научусь», «Вот и все», разучивание поговорок и пословиц. (О. В. Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр18-25) |
|
Октябрь Занятие №3 |
«Игры. Игрушки.» |
Повтор знакомых стихотворений про игрушки. Отгадывание загадок. Игры «Магазин игрушек,», «У нас порядок», «Что лишнее?», «Раз, два, три, сразу повтори». Составление рассказа об игрушках. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 28-36) |
|
Октябрь Занятие №4 |
Составление рассказа «Моя комната» |
Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей. |
|
Октябрь Занятие №5 |
«Веселый язычок» |
Прослушивание «Сказки о веселом язычке». Общие артикуляционные упражнения: Голодные птенцы», «Рыбка», «Белочка грызет орех», «Лягушка», «Слоник», «Язычок на прогулке», «Скалолаз», «Часики», «Борцы», «Накажем непослушный язычок». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 42-47) |
|
Октябрь Занятие №6 |
«Овощи» |
Заучивание стихотворенияН. Кончаловской. Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. |
|
Ноябрь Занятие №7 |
«Мойдодыр. Вещи, нужные для чистоты». |
Пальчиковая гимнастика «Аккуратные зайчатки». Повторение потешек «Расти коса до пояса», «Водичка, водичка». Игры «Девочка Маша и кукла Машенька», «Исправь Незнайку», «Это детям всем известно-все, что взял, клади на место», «Что такое, отгадай». Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 47-51) |
|
Ноябрь Занятие №8 |
Вечер загадок |
Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. (Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи») |
|
Ноябрь Занятие №9 |
Времена года. Осень. |
Слушание стихотворений про осень. Описание картинок про осень. Игра «Что неправильно рассказал Незнайка?», массаж для пальчиков. Составление рассказа про осень по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 52-55) |
|
Ноябрь Занятие №10 |
Одежда. Обувь. |
Игры Догадайся сам-загадай друзьям», «Один-много», «Много-один», «Объясни», «Четвертый лишний», «Продолжи фразу». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 56-63) |
|
Декабрь Занятие №11 |
«Невероятные истории» |
Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей. |
|
Декабрь Занятие №12 |
«Снежок» |
Работа над темпом и ритмом речи, игра «Есть у нас игра для вас…». Пальчиковая игра «Снежок».Игра «Много снега намело» (обрывание бумаги).(О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 104-106) |
|
Декабрь Занятие №13 |
Звуки "С-З" |
Упражнение «Назови слова правильно», «Подбери девочкам игрушки», «Назови звук в отгадке», «Выдели нужные слова». Разучивание скороговорки, пословиц, стихотворения -106) |
|
Декабрь Занятие №14 |
«Весело, весело встретим Новый год!» |
Чтение стихотворений про Новый год. Составление рассказа про Новый год. Игры «Раз, два, три, четыре, пять…Про кого хочу сказать?», «Догадайся, чье поздравление?». Рисунки про подарки. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр80-89) |
|
Январь Занятие №15 |
Времена года. Зима. |
Игры «Отгадай сам, загадай друзьям», «Зима в нашем городе», «Исправь Незнайку», «Добавь словечко», «Один-много», «Что лишнее?». Составление рассказа «Зима» по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 90-99) |
|
Январь Занятие №16 |
Звуки "Ш-Ж" |
Упражнение «Назови слова правильно», «Слушай внимательно!», «Доскажи словечко», «Назови звук в отгадке». Разучивание пословиц, стихотворения. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр108-109) |
|
Январь Занятие №17 |
Составление рассказов по пословицам и поговоркам. |
Подбор пословиц к иллюстрациям. Составление рассказов к пословице. Отгадывание загадок, придумывание загадок самостоятельно. Упражнение по скороговорке. (О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр109-111) |
|
Февраль Занятие №18 |
Драматизация сказки «Колобок» |
Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. |
|
Февраль Занятие №19 |
Составление рассказа о зиме |
Игры «Один-много», «Большой-маленький», «Что надену на прогулку?», «Кому что?», «Чьи следы на снегу?». Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 100) |
|
Февраль Занятие №20 |
«Посуда» |
Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Игры «А у нас порядок!», «Большой-маленький», «Один-много», «Специальная посуда». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 63-72) |
|
Февраль Занятие №21 |
Звуки "Ц-Ч" |
Упражнения «Скажи слово правильно», «Измени слово», «Назови звук». Произнесение чистоговорок, разучивание поговорок и стихотворений. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 117-119) |
|
Март Занятие №22 |
Развитие слухового внимания |
Игры «Небылицы», «Какой звук пропал в слове?», «Какой звук лишний в слове?», «Доскажи словечко», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени звук другим». (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 140-144). |
|
Март Занятие №23 |
«Кто больше заметит небылиц?» |
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление. Учить самим придумывать небылицы. |
|
Март Занятие №24 |
«Наше тело» |
Посмотри в зеркало и нарисуй себя. Игры «Отгадай загадки», «Подумай и ответь», «Исправь Незнайку (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 36-42). |
|
Март Занятие №25 |
«Веселые сочинялки» |
Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию. |
|
Апрель Занятие №26 |
Звуки «Л-Р» |
Упражнение «Скажи слова правильно», «Каких слов больше?», «Назови звук в отгадке». Произнесение чистоговорок. Разучивание пословиц, стихотворения. ( А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 120-122) |
|
Апрель Занятие №27 |
Времена года. Весна. |
Чтение стихотворений про весну. Игры «Весенняя дорожка», «Исключи лишнее», «Познай мир», «Двенадцать месяцев», «Одень девочку в весеннюю одежду», «Помоги Незнайке». Составление рассказа о весне по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 120-124) |
|
Апрель Занятие №28 |
«Продукты питания» |
Игры «Удачный обед», «Приходите в гости к нам», «У нас гости», «Отгадай», «Доскажи словечко», «Фанты». Пальчиковая игра «Жили мыши на квартире». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 73-79) |
|
Апрель Занятие №29 |
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» |
Продолжать учить детей пересказывать текст , понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову. (Щ. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр 136-137). |
|
Май Занятие №30 |
Составление истории |
Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связнуюречь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
|
Май Занятие №31 |
Звуки "Г-К" |
Закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г - К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графическихнавыков. Развивать активную речь. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно". Игровое упражнение "Соедини правильно". Физкультминутка "Пальчики". Игра "Скворечник". Заучивание стихотворения. |
|
Май Занятие №32 |
«Учим детей читать выразительно» |
Упражнение «Скажи как я». Разучивание стихотворений, чтение их с выражением. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр124-125) |
III. Содержательный раздел
1. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях
Социально- коммуникативное развитие |
Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. |
Познавательное развитие |
Формирование представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе). |
Речевое развитие |
Обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма. |
Художественно- эстетическое развитие |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства –устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов. |
Физическое развитие |
Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики), игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. |
2. Планируемые результаты освоения Программы:
К концу года дети могут
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Грамотно, стройно излагать свои мысли, согласуя слова в предложении.
5. Образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками; использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
6. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.
7. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
8. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
9.Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»