Кружок «Весёлый пластилин»
Программа занятий
Программа
работы кружка «Весёлый пластилин»
(вторая младшая группа)
на 2023 – 2024 учебный год
Направление: художественно - эстетическое
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность программы по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманизации - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Цели и задачи программы:
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к близким;
- воспитывать понимание красоты окружающего мира.
Срок реализации программы
Программа составлена на учебный год для детей второй младшей группы (3 – 4 года).
Занятия по 15 – 20 минут – 1 раз в неделю.
Форма проведения занятия: подгрупповое (10 – 12 человек)
Основное содержание работы
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу учебного года ребенок:
- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- Создавать небольшие сюжетные композиции, картины.
- Вырабатывает усидчивость.
- Развивает мелкую моторику пальцев
- Сохраняет интерес к занятию.
ФИ ребенка |
Технические навыки |
Проявление творчества в работе |
Развитие мелкой моторики |
Проявление аккуратности и трудолюбия |
|||||||
раскатывание |
сплющивание |
размазывание |
|||||||||
Для отслеживания результатов работы с детьми проводится диагностика. Все диагностики проводятся методом наблюдения, данные обрабатываются и заносятся в сводную таблицу.
Список используемой литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009
3. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста», Олма Медиа Групп»,2009.
Комплексно-тематическое планирование
Месяц |
№ занятия |
Тема занятия, задачи |
Целевые ориентиры |
Октябрь |
1 |
«Дождик капает из тучки» 1.Знакомить детей с пластилином. 2.Учить детей самостоятельно отщипывать кусочки пластилина, раскатывать их в шарики и располагать на расстоянии друг от друга. |
Умеет отщипывать кусочки пластилина, располагает их на расстоянии друг от друга |
2 |
«Осеннее дерево» 1. Учить изображать листопад. 2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. |
Умеет использовать в работе несколько цветов пластилина. |
|
3 |
«Воздушные шары» 1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней. 2.Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 3. Развивать эстетическое и образное восприятие |
Умеет размазывать пластилин по круглой и овальной форме. Умеет называть форму- круг, овал. |
|
4 |
«Овощи для засолки» 1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. (круг и овал). 2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. |
Умеет прикреплять готовую форму (круглую, овальную) на плоскость. Знает названия овощей |
|
Ноябрь |
1 |
«Гроздь винограда» 1.Учить формировать из отдельных ягод гроздь. 2.Закреплять знание цвета. 3.Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. |
Знает название цвета. Умеет расплющивать пластилин на картоне. |
2 |
«Жираф» 1. Учить прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка) 2.Развивать согласованности в работе обеих рук. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им. |
Умеет создавать пятнашки способом размазывая.пятнышек в разные стороны. Знает названия животных жарких стран. |
|
3 |
«Мухомор» 1.Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. 2 Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. |
Умеет передавать природные особенности гриба, его цвет. |
|
4 |
«Светофор» 1. Учить детей создавать изображения светофора. Используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый) 2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. |
Умеет создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый) |
|
Декабрь |
1 |
«Зимний лес» 1. Учить детей приему - размазывания из столбика. 2. Закрепить прием прямого раскатывания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. |
Умеет размазывать из столбика. |
2 |
«Снежинка» 1.Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина. 2.Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. |
Умеет составлять геометрически правильный рисунок из пластилина. |
|
3 |
«Снеговик» 1.Продолжать обучать детей размазывать по всей основе, не выходя за контур. |
Умеет размазывать пластилин, не выходя за контур. Знает форму – круг. |
|
4 |
«Елка новогодняя» 1. Учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания. 2. Продолжаем обучать детей не выходить за контур. |
Умеет размазывать пластилин не выходя за контур. |
|
Январь |
2 |
«Домик для Зайки» Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник) 2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве. |
Умеет создавать изображение предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), |
3 |
«Совушка-сова» 1.Закреплять с детьми приемы работы с пластилином: скатывать шарики, прикрепляя их к основе рисунка. 2.Учить прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность |
Умеет скатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе рисунка. |
|
4 |
«Веточка рябины». Закреплять с детьми приёмы работы с пластилином, скатывать шарики, прикрепляя их к основе рисунка |
Умеет скатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе рисунка. |
|
Февраль |
1 |
«Снегирь» 1.Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. 2.Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. 3.Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность. |
Умеет растирать пластилин по поверхности. Использует контурный рисунок как основу изображения. |
2 |
«Самолет летит» 1. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками). |
Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей. |
|
3 |
«Кораблик» 1. Совершенствовать технику работы с пластилином. 2. Развивать образное мышление, творческое воображение. 3. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. |
Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей. |
|
4 |
«Матрешка» 1.Приобщать детей к миру искусства. 2.Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета. |
Умеет декорировать предмет. |
|
Март |
1 |
«Цветы для мамы» 1.Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. 2.Продолжить знакомство детей с миром природы. 3.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». 4.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. |
Умеет скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. |
2 |
«Машины» 1. Учить покрывать пластилином сложное по форме изображение 2. Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. 3.Учить доводить работу до конца. |
Умеет покрывать пластилином сложное по форме изображение. |
|
3 |
«Аквариум: рыбка» 1. Учить детей надавливать “чешуйки” рядом друг с другом. 2. Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку. 3. Продолжать обучать скатывать кус.пластилина кругообразными движениями между пальчиками. |
Умеет надавливать “чешуйки” рядом друг с другом. Знает названия основных цветов, частей тела рыбки. |
|
4 |
«Пирамидка» 1. Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина. 2.Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве не выходя за контур. 3.Развивать мелкую моторику пальцев. 4.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
Умеет использовать несколько цветов пластилина в одном предмете |
|
Апрель |
1 |
«Черепаха» 1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. 2.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. |
Умеет раскатывать части предмета круговыми и прямыми движениями, соединять отдельные части в единое целое. |
2 |
«Ракета» 1. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 2.Дополнять изображение характерными деталями (иллюминаторами) |
Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей. |
|
3 |
«Гусеница» 1.Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом) 2. Закреплять умение детей расплющивать диск на основу. |
Умеет прикреплять готовую форму в определенном порядке друг за другом Умеет называть насекомых. |
|
4 |
«Божья коровка» 1.Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. 2. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. |
Умеет использовать разные способы пластилинографии. |
|
Май |
2 |
«Салют» 1.Продолжать учить детей использовать в работе приемы размазывания и надавливания. |
Умеет использовать в работе приемы размазывания и надавливания. |
3 |
«Подсолнух» 1.Учить детей способом размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха «семечками» не выходя за контур. |
Умеет размазывать пластилин по всей основе. |
|
4 |
«Бабочка» 1.Продолжить знакомство детей с миром природы. 2.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». 3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. |
Умеет скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. |
Используемая литература
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009
3. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста», Олма Медиа Групп»,2009.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»