Кружок «Весёлый пластилин»

Программа занятий

Программа

работы кружка «Весёлый  пластилин»

(вторая младшая группа)

на 2023 – 2024 учебный год

 

Направление: художественно - эстетическое



 

             Пояснительная записка

             В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Направленность программы по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

 Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманизации - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Цели и задачи программы:

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.

Задачи:

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

-  способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

- формировать и развивать навыки ручного труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность;

- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать любовь к близким;

- воспитывать понимание красоты окружающего мира.

Срок реализации программы

Программа составлена на учебный год для детей второй младшей группы (3 – 4 года).

Занятия по 15 – 20 минут – 1 раз в неделю.

Форма проведения занятия: подгрупповое (10 – 12 человек)

Основное содержание работы

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Ожидаемые результаты реализации программы:

К концу учебного года ребенок:

- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;

- Создавать небольшие сюжетные композиции, картины.

- Вырабатывает усидчивость.

- Развивает мелкую моторику пальцев

- Сохраняет интерес к занятию.

ФИ

ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в работе

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

раскатывание

сплющивание

размазывание

Для отслеживания результатов работы с детьми проводится диагностика. Все диагностики проводятся методом наблюдения, данные обрабатываются и заносятся  в сводную таблицу.

Список используемой литературы

1.     Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003

2.     Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009

3.     Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста», Олма Медиа Групп»,2009.

 

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

№ занятия

Тема занятия, задачи

Целевые ориентиры

Октябрь

1

«Дождик капает из тучки»

1.Знакомить детей с пластилином.

2.Учить детей самостоятельно отщипывать кусочки пластилина, раскатывать их в шарики и располагать на расстоянии друг от друга.

Умеет отщипывать кусочки пластилина, располагает их на расстоянии друг от друга

2

«Осеннее дерево»

1. Учить изображать листопад.

2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

Умеет использовать в работе несколько цветов пластилина.

3

«Воздушные шары»

1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней.

 2.Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

3. Развивать эстетическое и образное восприятие

Умеет размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

Умеет называть форму- круг, овал.

4

«Овощи для засолки»

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. (круг и овал).

2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.
3.Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях.
4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

 Умеет прикреплять готовую форму (круглую, овальную) на плоскость.

Знает названия овощей

Ноябрь

1

«Гроздь винограда»

1.Учить формировать из отдельных ягод гроздь.

2.Закреплять знание цвета.

3.Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне.   

Знает название цвета. Умеет расплющивать пластилин на картоне.

2

«Жираф»

1. Учить прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка)

2.Развивать согласованности в работе обеих рук.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им.

 Умеет создавать пятнашки способом размазывая.пятнышек в разные стороны. Знает названия животных жарких стран.

3

«Мухомор»

1.Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.

2 Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.

Умеет передавать природные особенности гриба, его цвет.

4

«Светофор»

1. Учить детей создавать изображения светофора. Используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый)

2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

 Умеет создавать изображения светофора, используя три основных

цвета (красный, желтый, зеленый)

Декабрь

1

«Зимний лес»

1. Учить детей приему - размазывания из столбика.

2. Закрепить прием прямого раскатывания.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

Умеет размазывать из столбика.

2

«Снежинка»

1.Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина.

2.Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности.

  Умеет составлять  геометрически правильный рисунок из пластилина.

3

«Снеговик»

1.Продолжать обучать детей размазывать по всей основе, не выходя за контур.

Умеет размазывать пластилин, не выходя за контур. Знает форму – круг.

4

«Елка новогодняя»

1. Учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания.

2. Продолжаем обучать детей не выходить за контур.

Умеет размазывать пластилин не выходя за контур.

Январь

2

«Домик для Зайки»

Учить детей создавать изображения

 предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник)

2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве.

    Умеет создавать изображение    предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков),

3

«Совушка-сова»

1.Закреплять с детьми приемы работы с пластилином: скатывать шарики, прикрепляя их к основе рисунка.

2.Учить прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность

Умеет скатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе рисунка.

4

«Веточка рябины». Закреплять с детьми приёмы работы с пластилином, скатывать шарики, прикрепляя их к основе рисунка

Умеет скатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе рисунка.

Февраль

1

«Снегирь»

1.Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности.

2.Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.

3.Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность.

Умеет растирать пластилин по поверхности. Использует контурный рисунок как основу изображения.

2

«Самолет летит»

1. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками).

Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей.

3

«Кораблик»

1. Совершенствовать технику работы с пластилином.

2. Развивать образное мышление, творческое воображение.

3. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей.

4

«Матрешка»

1.Приобщать детей к миру искусства. 2.Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета.

Умеет декорировать предмет.

Март

1

«Цветы для мамы»

1.Вызвать желание сделать подарок любимому человеку.

2.Продолжить знакомство детей с миром природы.

3.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование».

4.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.

Умеет скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.

2

«Машины»

1. Учить покрывать пластилином сложное по форме изображение

2. Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур.

3.Учить доводить работу до конца.

Умеет покрывать пластилином сложное по форме изображение.

3

«Аквариум: рыбка»

1. Учить детей надавливать “чешуйки” рядом друг с другом.

2. Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку.

3. Продолжать обучать скатывать кус.пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

Умеет надавливать

“чешуйки” рядом друг с другом. Знает названия основных цветов, частей тела рыбки.

4

«Пирамидка»

1. Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.

2.Продолжать обучать  работать на ограниченном пространстве не выходя за контур.

3.Развивать  мелкую моторику пальцев.

4.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Умеет использовать несколько цветов пластилина в одном предмете

Апрель

1

«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Умеет раскатывать части предмета круговыми и прямыми движениями, соединять отдельные части в единое целое.

2

«Ракета»

1. Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

2.Дополнять изображение характерными деталями (иллюминаторами)

Умеет создавать предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей.

3

«Гусеница»

1.Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)

2. Закреплять умение детей расплющивать диск на основу.

Умеет прикреплять готовую форму в определенном порядке друг за другом

Умеет называть насекомых.

4

«Божья коровка»

1.Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

2. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.

Умеет использовать разные способы пластилинографии.

Май

2

«Салют»

1.Продолжать учить детей использовать в работе приемы размазывания и надавливания.

Умеет использовать в работе приемы размазывания и надавливания.

3

«Подсолнух»

1.Учить детей способом размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха «семечками» не выходя за контур.

Умеет размазывать пластилин по всей основе.

4

«Бабочка»

1.Продолжить знакомство детей с миром природы.

2.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». 3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.  

Умеет скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.

 

 

Используемая литература

 

1.     Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003

2.     Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009

3.     Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста», Олма Медиа Групп»,2009.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie